Основная масса вопросов по поводу субботы и воскресения поднимается в беседах с адвентистами седьмого дня, однако, целью статьи не является продолжение этой полемики, тем более что чего-то принципиально нового сюда добавить вряд ли удастся. Обстоятельный и хорошо аргументированный материл по наиболее спорным моментам можно найти в статье еп. Иннокентия (Усова) «Почему христиане празднуют воскресенье, а не субботу».
О чем же пойдет речь? В продолжение размышлений о соотношении закона заповедей и закона свободы можно привести слова апостола Павла: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.» (2-е посл. Коринфянам, гл. 3, ст. 6). И способность эта проистекает из того, что Христос (и мы в Нем) уже исполнил каждую букву закона заповедей. Бог уже не приводит верующих к заповедям на каменных скрижалях, которые остаются чем-то внешним по отношению к человеку. В Новом завете Он пишет их, как говориться, «на плотяных скрижалях сердца». Неудивительно, что, «имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением» (там же, ст. 12), поскольку мотивацией наших действий становится не ужас преступления буквы закона, а разумное желание делать добро (посл. Иакова, гл. 4, ст. 17; 1-е посл. Иоанна, гл. 4, ст. 18).
Как эти соображения можно применить к такому, например, вопросу: в какой день христиане должны собираться для поклонения Богу? Ответ достаточно очевиден: в любой, и не «должны», а «могут». Будучи свободны от буквы закона о субботнем дне христиане первого века, движимые любовью к Богу и Христу, пришли к невероятно дерзкой для иудеев, но совершенно логичной, разумной и осмысленной практике поклонения в день воскресный — день воскресения Иисуса Христа, день, в который на протяжении нескольких недель Он являлся во плоти перед Своими учениками (ев. от Иоанна, гл. 20, ст. 19 – 26; и наверняка гл. 21, ст. 1 – 4). Тот факт, что сегодня подавляющее большинство христиан собираются для поклонения в воскресение, означает ли, что «закон о субботе» изменен в «закон о воскресении»? Нет! Но многие христиане этого не понимают, сакрализуя древнюю традицию саму по себе. Нет и не может быть закона, регламентирующего, в какой день христианская община собирается для поклонения Богу. Есть множество разумных причин продолжать собираться в воскресение, однако, могут возникать причины делать это и в другие дни (например, на время ужесточения преследований за веру или практика повседневных богослужений).
В современной христианской традиции, далеко отстоящей от простоты ранней церкви, все чаще возникают разногласия даже по поводу таких вещей, как пресный или не пресный хлеб, вино илисок, одна или не одна чаша на причастии. Что должно быть законом для всех верующих? Находятся люди, которые и саму идею простоты устройства церкви стремятся перевести в разряд закона. По моему глубокому убеждению это все можно отнести к той самой «фарисейской закваске», о которой предупреждал Христос (ев. от Матфея, гл. 16, ст. 6 – 12).
В заключение хочется акцентировать внимание на словах апостола Павла: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (посл. Римлянам, гл. 12, ст. 1 – 2).