Стих из Библии

От имени Христова просим: примиритесь с Богом

Главная   Статьи   «Суббота» и особое время почитания Бога

«Суббота» и особое время почитания Бога

Автор:
«Суббота» и особое время почитания Бога

Основная масса вопросов по поводу субботы и воскресения поднимается в беседах с адвентистами седьмого дня, однако, целью статьи не является продолжение этой полемики, тем более что чего-то принципиально нового сюда добавить вряд ли удастся. Обстоятельный и хорошо аргументированный материл по наиболее спорным моментам можно найти в статье еп. Иннокентия (Усова) «Почему христиане празднуют воскресенье, а не субботу».

О чем же пойдет речь? В продолжение размышлений о соотношении закона заповедей и закона свободы можно привести слова апостола Павла: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.» (2-​е посл. Коринфянам, гл. 3, ст. 6). И способность эта проистекает из того, что Христос (и мы в Нем) уже исполнил каждую букву закона заповедей. Бог уже не приводит верующих к заповедям на каменных скрижалях, которые остаются чем-то внешним по отношению к человеку. В Новом завете Он пишет их, как говориться, «на плотяных скрижалях сердца». Неудивительно, что, «имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением» (там же, ст. 12), поскольку мотивацией наших действий становится не ужас преступления буквы закона, а разумное желание делать добро (посл. Иакова, гл. 4, ст. 17; 1-​е посл. Иоанна, гл. 4, ст. 18). 

Как эти соображения можно применить к такому, например, вопросу: в какой день христиане должны собираться для поклонения Богу? Ответ достаточно очевиден: в любой, и не «должны», а «могут». Будучи свободны от буквы закона о субботнем дне христиане первого века, движимые любовью к Богу и Христу, пришли к невероятно дерзкой для иудеев, но совершенно логичной, разумной и осмысленной практике поклонения в день воскресный — день воскресения Иисуса Христа, день, в который на протяжении нескольких недель Он являлся во плоти перед Своими учениками (ев. от Иоанна, гл. 20, ст. 19 – 26; и наверняка гл. 21, ст. 1 – 4). Тот факт, что сегодня подавляющее большинство христиан собираются для поклонения в воскресение, означает ли, что «закон о субботе» изменен в «закон о воскресении»? Нет! Но многие христиане этого не понимают, сакрализуя древнюю традицию саму по себе. Нет и не может быть закона, регламентирующего, в какой день христианская община собирается для поклонения Богу. Есть множество разумных причин продолжать собираться в воскресение, однако, могут возникать причины делать это и в другие дни (например, на время ужесточения преследований за веру или практика повседневных богослужений).

В современной христианской традиции, далеко отстоящей от простоты ранней церкви, все чаще возникают разногласия даже по поводу таких вещей, как пресный или не пресный хлеб, вино или​сок, одна или не одна чаша на причастии. Что должно быть законом для всех верующих? Находятся люди, которые и саму идею простоты устройства церкви стремятся перевести в разряд закона. По моему глубокому убеждению это все можно отнести к той самой «фарисейской закваске», о которой предупреждал Христос (ев. от Матфея, гл. 16, ст. 6 – 12).

В заключение хочется акцентировать внимание на словах апостола Павла: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (посл. Римлянам, гл. 12, ст. 1 – 2).