Поводом к размышлениям об этих двух областях христианской жизни послужили многочисленные споры о том, какие из установлений Бога, данные в период ветхозаветной истории, имеют силу и обязательны к исполнению в новозаветный период.
Есть две диаметрально противоположные позиции: всё ветхозаветное должно быть отвергнуто (за исключением практик явно одобренных Христом и апостолами); всё ветхозаветное должно быть сохранено (за исключением практик явно осужденных Христом и апостолами). Истина, как водится, где-то между.… но где? Найти ее крайне важно, потому что «кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» ( посл. Иакова, гл. 1, ст. 25). Не претендуя на истину в последней инстанции, попытаемся рассудить здраво.
Мысль первая: ветхозаветный закон в большей части призван обличить грех, а новозаветный — утвердить чистоту и святость. Действительно, следуя пониманию апостола Павла, «весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (посл. Римлянам, гл. 3, ст. 19 – 20). И далее: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки». Независимо — означает приход чего-то принципиально нового. Что же это? Христос принес соединение человека с Духом Святым, в «новом творении»: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (посл. Галатам, гл. 5, ст. 22 – 23). Контекст отрывка не позволяет говорить о том, что этот плод получается как бы сам собою. Необходимо прилагать сознательные усилия, чтобы переключиться с дел «по плоти», рождающих осуждение по закону, на дела «по духу», чистые и неподсудные по самой своей природе.
Мысль вторая: ветхозаветный и новозаветный законы сосуществуют. Однако, не следует делать далеко идущий вывод, что они во всем имеют одновременную силу. О том, что ветхозаветный закон благ, истинен, неизменен и действенен говорил и Христос, и апостолы (ев. от Матфея, гл. 15, ст. 17 – 18; посл. Римлянам, гл. 7, ст. 12). В этом есть глубокий смысл. Покуда грех в мире, он должен быть судим по одному и тому же неизменному закону. Но все, что связано с религиозной чистотой перед Богом, судится либо по ветхому, либо по новому установлению, никак не одновременно! «Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (посл. Римлянам, гл. 8, ст. 1). Попытки «дополнить» дело Христа и совместить эти две области приводят к потере святости от омовения Его кровью и к невозможности воздвигнуть собственную святость от соблюдения всего ветхого закона. Об этом апостол Павел говорил чуть ли не в каждом своем послании церквям. (например, посл. Галатам, глава 3). Вместе с тем, есть и пересекающиеся области.
Мысль третья: новый закон исчерпывающим образом покрывает ветхий. Не трудно заметить, что ветхий закон имеет форму свода правил, а новый — свода принципов, из которых вытекают все частные правила. Со всей очевидностью это становится ясно из ответа Христа на вопрос о наиважнейшей заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (ев. от Матфея, гл. 22, ст. 37 – 40). Элементарный жизненный опыт свидетельствует, что соблюдение одного и того же принципа в различных ситуациях может диктовать соблюдение или нарушение установленных правил. Самый наглядный библейский пример — нарекания на Иисуса Христа в нарушении субботнего покоя. Принцип же таков: «Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (ев. от Марка, гл. 2, ст. 27 – 28). Иными словами, закон свободы, а не закон жестких предписаний устанавливает, что именно должен делать человек в специально отделенный для Бога день, для проявления любви к Творцу и ближним.
Краткие итоги.
Находясь в Новом завете с Богом, человек призван постигать Божьи принципы, а не заучивать правила. Необходимо проникать в саму суть явлений (таких, например, как «обрезание», «освящение», «жертва», «суббота», «десятина»), а не копировать их ветхозаветную форму в страхе перед проклятием закона. Тот, кто постигает эти принципы «блажен будет в своем действии». Но не все идут одинаково быстро, и это тоже нормально! Возникающие при этом проблемы апостол Павел предлагал решать, руководствуясь любовью сильных в вере к немощным в вере (посл. Римлянам глава 14). При этом, Павел никогда не позволял немощным в вере принуждать церковь втаскивать в христианство ветхие или языческие установления в форме законов (посл. Галатам, гл. 1, ст. 8 – 9). Отдельные люди некоторое время могут соблюдать отдельные ветхие установления (относительно пищи, питья, праздников, субботы и т.д.) ради чистоты собственной совести перед Богом. Но делая так, они не достигают никаких преимуществ перед теми, кто живет, опираясь исключительно на благодать Христову. А люди, продолжающие упорно внедрять ветхие законы в свою жизнь и жизнь своей церкви, попросту теряют спасение по благодати и подпадают под проклятие по закону, чего так страстно старались избежать! (посл. Колоссянам, гл. 2, ст. 8 – 23; посл. Галатам, глава 5).
Некоторые частные темы, на которые имеет смысл порассуждать отдельно:
- «Суббота» и особое время почитания Бога;
- «Десятина» и принципы жертвования в церкви;
- «Отлучение» и иные церковные взыскания.