Я всегда знал, что Бог существует, и что Иисус Христос — Его Сын, наш Господь и Спаситель. Знал, но не жил этим. В младенчестве меня крестили по православному обычаю, хотя семья была неверующей (в том смысле, в каком мы с вами понимаем это слово сейчас). Я всегда был любознательным мальчиком и искал знания и мудрости. В подростковом возрасте мне подвернулась восточная философия, и я увлёкся ею. Но это увлечение не было полным, я всё равно не жил тем, что узнавал, не практиковал ничего. Я просто напитывал свой ум. А, помимо абстрактных размышлений о смысле жизни, были ещё реальные проблемы, которые надо было решать. Были очевидные потребности — похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Я чувствовал внутри пустоту, и ничто не могло её заполнить. Я чувствовал неудовлетворённость, чувствовал, что я живу в каком-то иллюзорном мире: кто-то соткал вокруг меня паутину лжи и выхода нет. Как в фильме «Матрица». Я чувствовал, что жизнь не должна быть такой, какую я вижу вокруг, есть что-то лучшее, есть добро, есть правда, есть любовь. Но какой-то голос убеждал меня, что даже если это есть, я этого не достоин. По окончании школы, в своём выпускном сочинении я написал: «чувствую, что закончу свою жизнь или в психбольнице, или за воротами кладбища». Мысли о самоубийстве или безумии были очень приятными и манящими.
После школы я поступил в институт и с головой погрузился в мир греха. Мысли о смерти остались в стороне, вместе с мыслями о жизни. Лишь иногда я задумывался о смысле происходящего вокруг и внутри меня. В эти моменты становилось плохо, очень плохо, и я старался избавиться от таких мыслей. Итак, я наслаждался неправильным пониманием свободы, и времени на учёбу практически не оставалось. Как следствие — меня отчислили, и я пошёл в армию. Это было тяжёлое время. Я испытал многое из того, что никогда не хотел испытывать — боль унижений, отсутствие свободы, оторванность от друзей и привычного окружения. Больше же всего я ненавидел себя за трусость и малодушие. За эти два года я многое узнал о себе.
Когда я вернулся домой, то продолжал жить в грехе, больше и больше погружаясь в него. То, что случилось дальше, вполне закономерно — я попал на скамью подсудимых. И вот тогда я испугался по-настоящему. Я вспоминал свой армейский опыт и понимал, что тюрьма для меня равносильна смерти. Я подумал, что скорее всего мне придётся убивать, и этим я окончательно погублю свою бессмертную душу. Передо мной замаячила перспектива не просто тюрьмы, но вечные мучения ада. И не где-то далеко, а перед самым носом, в ближайшее время. Эти мысли не только очень испугали меня, но и очень удивили. Я обнаружил, что какая-то часть меня всё ещё надеется быть светлой, печётся о вечности, помнит о Боге и Его спасении. И я пошёл в церковь. Я смотрел в добрые глаза Иисуса, знал, что Он слышит меня, что Он может меня спасти. И я молился. Я плакал на коленях пред Господом и обещал, что если Он избавит меня от этой участи, я сделаю всё, что Он захочет. Даже брошу курить (тогда это представлялось мне невероятным подвигом). Господь услышал! Меня осудили на полтора года условно.
А курить я не бросил. Попробовал — не получилось. Жизнь моя не преобразилась в одно мгновение. Зато начали происходить интересные вещи. Однажды нам с друзьями пришла мысль: а зачем мы сквернословим? Ведь русский язык достаточно богат, чтобы выразить любые мысли и чувства без матершины. Да и зачем нам это лицемерие? Ведь дома перед родителями мы не сквернословим. И нам стало очевидно, что нецензурная брань — вещь очень глупая и какая-то недостойная, мерзкая. Мы решили перестать сквернословить, но, понимая, что привычки не исчезают на раз-два, мы договорились следить не только за собой, но и друг за другом.
В то время мы увлекались лёгкими наркотиками, и однажды нам явился такой образ: а что, если бы ты обладал безграничными возможностями, мог исполнять любые свои желания? Что бы ты тогда делал? Сначала мы примеривались к этому образу, представляя обретение разных материальных благ. Замок на берегу моря, много денег и т.п. Но когда мы вникли в этот образ глубже, мы увидели всю мелочность таких желаний. Если ты всемогущ, то материальные блага теряют свою привлекательность, свою ценность. Чему же можно посвятить вечность, соединённую со всемогуществом? И мы увидели, что только одно может дать радость и смысл такой жизни — делать добро людям. Это единственное занятие, достойное вечности и всемогущества. Мы увидели, как это прекрасно — делать других счастливыми, дарить подарки, приносить радость, спасать от зла. Этот образ был очень привлекателен. Казалось, что для этого и существует человек. Но образы образами, а жизнь наша, по большому счёту, не изменилась. Разве что появилась жажда стать таким существом, которое мы увидели в этом образе.
Следующее, что случилось — нас одновременно пригласили посетить два места: ячейку компартии и клуб «Этика Поведения Человека». Я и мой друг в один день побывали и там, и там. В обоих местах нам открылись перспективы помогать людям, благотворить им. С компартией, наверное, всё понятно, а про клуб я объясню.
Формально — это общественная, а фактически — религиозная организация. Она возникла в Новосибирске в начале 90-х в следствие столкновения одного человека с духовным миром. После этого он покаялся, но не присоединился к Церкви, а по откровению (за что купил — за то и продаю) основал новое движение. К нему стали присоединяться люди, потому что происходили явные чудеса и потому что то, чему он учил было актуально для многих в то время. А учил он вот чему:
- Библия есть 100% истина;
- Иисус Христос — Сын Божий, наш Господь и Спаситель;
- Все проблемы (особенно болезни) от грехов;
- Соответственно, покайтесь в грехах, примиритесь с Богом, и ваши проблемы будут решаться;
- Члены клуба имеют чистый канал общения с Богом через ангелов, и поэтому могут сказать вам из-за какого греха возникла та или иная проблема.
Это вкратце. Ещё там верили в переселение душ…
В то время я не видел, но сейчас понимаю, что перед нами встал выбор — как удовлетворить ту благотворную жажду помогать людям, которая возникла в нас — с Богом или без Бога. Мы с другом стали ходить в клуб. В клубе мне сказали: «Ты мог бы стать членом этого движения, у тебя есть необходимые качества: бескорыстие, понимание смысла жизни и реализация его. Но ты куришь, а это говорит, что твоя воля порабощена. Мы не можем дать тебе ответственность за жизни других людей. Покайся в этом грехе твоём и молись об освобождении от него». Так я и сделал. И вот однажды я читал Евангелие от Иоанна. Это было место, где к Иисусу привели женщину, взятую в прелюбодеянии. Эта сцена произвела на меня сильное впечатление. Я понял, что я, как и эта женщина, достоин смерти за все свои дела. Но, как и ей, Господь говорит мне: «Я не осуждаю тебя. Иди и впредь не греши». Я закрыл книгу и некоторое время думал об этом. Когда я открыл её снова, она открылась на описании распятия. У меня хорошее воображение, поэтому, когда я читал, передо мной вставала картина. Как наяву я видел умирающего на кресте Спасителя мира, под крестом стояли Его мать и сам Иоанн. Боль была буквально разлита в воздухе. Никто из стоящих под крестом не знал ещё о воскресении и значении этой Жертвы, поэтому их страдания тоже были невыносимы. И вдруг, как будто ракурс поменялся, и я увидел под крестом себя — я стоял вальяжно, самодовольно и курил, поглядывая иногда вверх. От этой картины стыд охватил меня. Это было, как будто я горю в огне, как будто мне в голову и в сердце воткнули раскалённый железный прут. Это было очень больно, боль была почти что физической. Так стыдно мне не было никогда: ни до этого момента, ни после. Я плакал и просил у Бога прощения за своё отношение к Нему, за пренебрежение жертвой Иисуса, Его кровью, Его болью. Я сказал, что никогда больше я не буду курить, потому что это мерзко для меня теперь.
Утром я проснулся свободным. Мне даже не хотелось курить. Думаю, я пережил встречу с Богом.
Вскоре я прошёл необходимое обучение и стал активным членом клуба. Я получал огромную радость, помогая другим людям и познавая Бога через Его Слово. Мой друг проходил обучение вместе со мной. Мы могли часами говорить о Боге, Его воле. Жизнь была полной и прекрасной. Я встретил девушку, которую выбрал, чтобы полюбить и жениться (может непонятно, но это отдельная тема).
И вот через некоторое время я серьёзно задумался об идее перерождения душ. И чем больше я изучал всё, что с ней связано, тем больше склонялся к выводу, что это ложь. В это же время случилось одно важное событие — в местной газете написали очень нехорошую статью о клубе. Начались проверки на соответствие деятельности клуба его уставу и т.п. Большинство испугалось и сказало: «Давайте уберём со столов Библии, не будем говорить религиозных слов „Бог“, „грех“, „покаяние“ и т.д.». Я был не согласен, но мне сказали: «Ведь содержание останется то же. Слова — это просто слова». Но через какое-то время из Новосибирска пришла информация от «отца-основателя»: в Библии не всё истина, поэтому нужно руководствоваться своим разумом и Библией, где она ему не противоречит. Я сразу «сделал клубу ручкой», забрал невесту и ушёл.
Моя будущая жена с детства воспитывалась в православной церкви. У них была настоящая община. У меня же была куча претензий к РПЦ, и я всеми руками и ногами упирался, чтобы не идти туда, не становиться её частью. Но в то же время я ясно чувствовал, что именно туда и отправляет меня Бог. Итак, я стал ходить в православный храм, вникать в учение церкви, читать труды Святых Отцов, общаться со священниками и просто с братьями и сёстрами во Христе. У нас были евангельские чтения, группа по изучению догматического богословия. Я проникся огромным уважением к глубине мысли и учения Православия. Нам с женой сделали прекрасную свадьбу. Жена стала заниматься детьми в воскресной школе. Я же не знал, куда себя приложить. Кроме того, чем больше я изучал, тем больше видел несоответствия между тем, чему учит церковь и тем, что она практикует.
Мой друг тоже ушёл из клуба, и однажды на христианском концерте он познакомился с лидером Томской Христианской Церкви — одной из протестантских общин нашего города. Тот предложил моему другу читать вместе Библию. Мой друг пригласил меня, но я сказал: «У протестантов может ли быть что доброе?» Он ответил: «Пойди и посмотри». Признаться, этот аргумент всегда действовал, поэтому я пошёл.
Я увидел в том человеке настоящего христианина, какими были я и мой друг. У нас сложились замечательные отношения. Мы вместе читали Писание, делились своим опытом общения с Богом. Потом появились ещё разные люди: и из других церквей, и одиночек. Так начала существовать межконфессиональная группа при Томской Христианской Церкви. Бог обильно благословил нас, потому что мы договорились, что наше основание — Христос, истина дороже всего, никто не считает себя самым правым, соединяет нас любовь. С тех пор прошло три года. Группа существует до сих пор. Никто ни на кого не давил, поэтому всё происходило так, как и должно происходить — я всё больше вовлекался в жизнь этой церкви, участвовал в различных служениях, общался близко с людьми.
В общем, однажды я оглянулся — а я уже внутри, я часть этой общины, и это — совершившийся факт. Сегодня я служитель Томской Христианской Церкви со своей мерой ответственности за неё.
2007 г.