Что это такое? Что происходит в момент крещения? Зачем оно нужно? Кто должен и может его проводить? Нужно ли оплачивать услуги человека, проводящего крещение? В каком возрасте принимать крещение? Есть ли необходимость и повеление от Бога крестить младенцев? Крещение состоялось, а что дальше? — это лишь небольшой перечень тех вопросов, которые возникают в голове человека, который ищет Бога и хочет узнавать и исполнять Его волю.
Что такое крещение?
Интересно, что в русском языке слово «крещение» имеет в своём корне слово «крест». На наш взгляд, понятие «крещение» включает себя «крест» (орудие смертной казни), но не ограничивается им. Давайте посмотрим на крещение «библейскими глазами» путём исследования текста Священного Писания. Почему именно его? Потому что, во-первых, всё Писание богодухновенно (2-е Послание к Тимофею 3:16), то есть вдохновлено Богом, а значит и Его властью, и, во-вторых, Сам Иисус Христос дал повеление Своими ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Евангелие от Матфея 28:19). Итак, в древнегреческом языке текста-оригинала Нового Завета слово «βάπτισμα» (баптисма), переведённое на русский язык как «крещение», буквально обозначает погружение (в воду) или окунание. То же самое касается и всех слов, производных от слова «крещение» (например, крестить, креститься, крестившийся и т.д.).
В Новом Завете можно встретить интересную аналогию акта «крещения» — погребение. Послание к Колоссянам 2:12: «быв погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых».
Погребение и дальнейшие его результаты происходят только при наличии веры у человека, принимающего крещение. Послание к Евреям 11:6: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт».
Крещению предшествует покаяние грешника — Деяния Апостолов 2:38: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа».
Что происходит в момент крещения? Зачем оно нужно?
В момент крещения старая греховная жизнь человека умирает, а человек получает новую жизнь (абсолютно любой человек виновен (грешен) перед Богом — Послание к Римлянам 3:23: «потому что все согрешили и лишены славы Божией» или книга Екклесиаст 7:20: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы»). Послание к Римлянам 6:4: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни».
Старая жизнь греха умирает, так как человек крестится в подобие смерти Иисуса Христа, он воскресает для новой жизни, жизни для Бога. Послание к Римлянам 6:5, 11: «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».
Благодаря крещению человек облекается (одевается) в Иисуса Христа. Послание к Галатам 3:27: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись».
Благодаря крещению человек обретает прощение грехов и получает дар Святого Духа. Деяния Апостолов 2:38: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа».
Актом крещения человек даёт обещание Богу служить Ему верой и правдой, в крещении происходит спасение верующего. 1-е послание Петра 3:21: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».
В Библии собрание христиан, то есть тех, кто верит и следует за Иисусом Христом, называется Церковью, которая, в свою очередь, названа Телом Христовым, с единым Главой — Самим Христом. Послание к Ефесянам 1:22, 23: «… и [Бог] поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всем».
Бог спасаемого человека прибавляет к Своей Церкви — Деяния Апостолов 2:47: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви».
Кто должен и может его проводить?
В крещении есть три участника: Бог и два человека — погружаемый в воду и погружающий в воду. В первую очередь крещение — событие, происходящее между Богом и человеком силою Святого Духа. Крещение — это акт доброй воли со стороны человека, его сознательное желание войти в спасительный Завет с Творцом через крестную жертву Возлюбленного Сына Божия Иисуса Христа. Бог уже доказал Свою добрую волю по отношению к человеку, послав Своего единственного Сына на Землю, чтобы Тот умер за грехи каждого верующего в Него. Вступая в Завет, Бог и человек принимают на себя соответствующие двусторонние обязательства — Бог со Своей стороны гарантирует человеку исполнение Своих обещаний, записанных в Его Слове — Библии, а человек по благодати Божией обещает Господу добрую совесть и новую жизнь для Него, насыщенную добрыми делами (Послание к Ефесянам 2:8-10: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять»). Таким образом, главную роль в данном процессе выполняет Бог и человек, принимающий крещение. А человек, проводящий крещение, является Божьим инструментом и свидетелем этого знаменательного события. Другими словами, тот, кто научил крестит того, кто научился (согласно повелению Иисуса в Евангелии от Матфея 28:19: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»). Соответственно, должен и может крестить тот, кто способен научить другого Божьей доброй вести о спасении благодаря крестной смерти и воскресении Господа Иисуса Христа.
К вопросу о крещении младенцев. В каком возрасте принимать крещение?
На основании вышеперечисленных мест Священного Писания (Деяния 2:38, Послание к Евреям 11:6, 1-е послание Петра 3:21) можно заключить, что человек, желающий креститься, должен быть способен покаяться в своих грехах, иметь веру в Бога и пообещать Богу добрую совесть. Соответственно, это должно происходить в том возрасте, когда человек уже может выбирать между добром и злом, давать себе отчёт в поступках как содеянных, так и нереализованных, оставшихся на уровне мыслей. Это влечёт за собой логичное заключение о неразумности и несостоятельности крещения младенцев в связи с их неспособностью покаяться, поверить и дать обещание Богу. Бесспорно, немаловажен и тот факт, что в Библии нет ни одного места, где бы давалось повеление, заповедь или пример крещения детей младенческого возраста.
Нужно ли оплачивать услуги человека, проводящего крещение?
Безусловно, взимать какую-либо плату за крещение нам представляется крайне странным.
Крещение состоялось, а что дальше?
После крещения человеку необходимо следовать Божьей воле и повелениям Его Духа, будучи частью поместной церкви.