Краткая история возникновения и развития общины
Томская Христианская Церковь начала свое фактическое существование осенью 1994 г. в результате евангелизационной кампании миссионеров из традиционной церкви Христа «Метро», г. Денвер, штат Колорадо, США. Община была официально зарегистрирована как религиозная организация «Томская Христианская Церковь» в декабре 1995 года и была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц в январе 2003 года. Церковь росла и развивалась в течение 10 лет и к 2004 г. стала независимой и самоуправляемой общиной, коей и остается по сей день.
Основы вероучения
Мы верим, что для Спасения человеку необходимо:
- Обрести личную сознательную веру в Иисуса Христа, как Господа и Спасителя (Иоанна 3:18, 36). В основании этой веры лежит личное осознание собственной греховности (зараженности грехом) и неспособности исцелить себя самого через собственные дела. Вера в Иисуса Христа связана с принятием того, что только Его жертва способна искупить нас от греха и даровать нам вечную жизнь в Боге. При этом мы понимаем, что мы спасаемся через веру, а не зарабатываем спасение собственными делами (Ефесянам 2:8 – 9). Дела следуют за верой как наша благодарность Богу за уже полученное спасение (Еф.2:10);
- Покаяние как решение отвращаться от зла и прилепляться к добру (Лука 13:1 – 5, Деяния 2:36, Рим.12:9). Покаяние — это сознательный поворот разума к Богу, которые является плодом печали сердца, угодной Богу (2Кор.7:10);
- Доброе исповедание веры в Иисуса Христа перед людьми (Мт.10:32, Лк.12:8, 1Тим.6:12). Доброе исповедание — это провозглашение своей веры в Иисуса Христа перед людьми;
- Водное крещение погружением для прощения грехов, получения дара Святого Духа (Деяния 2:36). Крещение — это личный сознательный шаг (1Пет.3:21). Благодаря крещению мы входим в Тело Христа (Галатам 3:27), т.е. в Его Церковь, главой которой является Он сам (Кол. 1:18).
Мы верим, что Жизнь во Христе это:
- Увлекательное богопознание (2Пет 3:18, Фил.3:7 – 15). Это построение живых и личных отношений с Богом, в которых мы постоянно открываем и отдаем Богу все, что у нас есть, а Он открывает и щедро и с избытком наполняет нас тем, что есть у Него (Ин.10:10, Лк.6:38);
- Удивительное уподобление Иисусу Христу в разуме, сердце и делах (Рим.12:1, Фил.2:5, Кол.1:28);
- Насыщенное служение Богу дарами Святого Духа для созидания Тела Христова (1Кор.12:1 – 11, Рим.12:4 – 8);
- Возрастание в живой вере и деятельной любви по отношению к Богу и людям (Иакова 2:17,26; 1 Иоанна 3:16 – 18). При этом любовь имеет характер любви Иисуса Христа (Ин.13:34 – 35);
- Регулярное и содержательное общение, учение, причастие, молитва и прославление Бога в собрании святых (Деяния 2:42, Евр.10:25).
В отношении церковной жизни Томская Христианская Церковь:
- Старается соответствовать простоте первых христианских церквей, описанных в Новом Завете Библии (Фил.3:17), и достаточности Библейского учения для жизни и благочестия (2Пет.1:3);
- Проводит богослужения в общих собраниях и по домам (Деян.2:46, 5:42). Цель богослужений — единение с Богом и друг с другом в Святом Духе через проповедь, общение друг с другом, причастие, молитву и духовные песнопения (Деяния 2:42);
- Чтит брак как установленный и освященный Богом институт отношений между мужчиной и женщиной (Бытие 2:23 – 24, Матфея 19:3 – 9, Евреям 13:4). Церковь также чтит семью как Божье установление, в котором родители пекутся о детях, а дети проявляют послушание родителям (Ефесянам 6:1 – 4);
- Чтит семью, как Божье установление, в котором родители пекутся о детях, а дети проявляют послушание родителям (Ефесянам 6:1 – 4);
- Не накладывает ограничений в пище (Мар.7:19);
- Учит о пользе заботы о физическом здоровье тела (Еф.5:28 – 29);
- В рамках христианского учения проповедует послушание властям и исполнение своих гражданских обязанностей (Римлянам 13:1 – 8).
Главные принципы функционирования церкви
Среди важнейших принципов, которые были заложены у истоков движения, можно упомянуть следующие:
- Иисус Христос — Глава Церкви. Единственным главой церкви является Иисус Христос. Поэтому мы отстаиваем принцип автономии поместных общин и НЕ стремимся к созданию какой бы то ни было иерархии централизованного управления общинами;
- Библия — Божье Слово. Единственным символом веры и мерилом практик является Библия, то есть Писания Ветхого и Нового Завета. Мы отстаиваем исключительное главенство авторитета Библии и её достаточность в формировании основ здоровой христианской веры. Мы уважаем историческое духовное наследие Церкви, выражающееся в трудах известных подвижников христианской веры (независимо от их деноминационной принадлежности), однако ставим эти труды ниже в сравнении с авторитетом Священных Писаний;
- Нужно говорить о том, о чем Писание говорит, и молчать о том, о чем Писание молчит. Мы признаем непреложность только тех истин и практик, которые явно засвидетельствованы Писанием. В остальных вопросах мы делимся мнениями, но не строим доктрины;
- Мы только христиане, но не только мы христиане. Мы открыты к братскому общению с другими церквями, исповедующими Иисуса Христа как Сына Божьего и Спасителя мира. Главным показателем для теста на братское общение и членство в церкви является живая вера, имеющая плоды в христианском благочестии и других плодах Духа Святого;
- В главном — Единство, в мнениях — Свобода, во всем — Божья Любовь. К главным вопросам христианской веры мы относим отношение к личности Иисуса Христа и пути Спасения для верующего. К мнениям мы относим вопросы традиций церковной жизни и уклада. Не только привилегией, но и долгом каждого христианина является осуществление своего права на личное суждение и пользование свободой совести;
- Наша жизнь — служение примирения. Мы видим главную цель жизни церкви по отношению к обществу — это нести служение примирения людей с Богом через Иисуса Христа. Мы делаем это через дела милосердия и слова благовестия, обращенные к людям и растворенные в Божьей любви. Мы открываем двери общения к людям;
- Благовестие в радости и свободе. Проповедуя Евангелие окружающим нас людям, мы делимся с радостью своей живой верой в Иисуса Христа как Господа и Спасителя, при этом предоставляя людям свободную возможность сделать свой личный и осознанный выбор в отношении вопроса: «Кем является Иисус Христос для меня?». При этом мы уважаем любой выбор, который человек делает, отвечая для себя на этот вопрос.
Место церкви в общей церковной истории
В отношении вероисповедания Томская Христианская Церковь уходит корнями к истокам движения Реставрации (Восстановления) в Америке, которое началось в конце 18 начале 19 вв [1]. Данное движение стремилось восстановить церковь и объединить всех христиан в едином теле по примеру и образу церкви Нового завета [2]. Члены этого движения не называли себя протестантами, а просто Христианами [3]. Движение Восстановления развивалось из нескольких независимых усилий восстановления апостольского христианства. Из них две группы оказали наиболее существенное влияние на развитие этого движения. Первую группу возглавил Бартон У. Стоун (1772−1844) в Кентукки, при этом верующие назвали себя «Христианами». Во главе второй группы были Томас Кемпбелл (1763−1854) и его сын Александр Кемпбелл (1788−1866). Верующие этой группы назвали себя «Последователи Христа». В 1832 году они объединились, протянув руку общения друг другу [4]. Именно поэтому движении Восстановления также стали называть Движением Восстановления Стоуна-Кембелла.
Важный вклад в формирование принципов церковной жизни внесли Джеймс О’Келли (1735−1826), Эбнер Джоунс (1772−1841), Элиас Смит (1769−1846).
На временной шкале истории развития этого движения Восстановления Стоуна-Кэмпбелла [5]. Томская Христианская Церковь родилась в укладе традиционной церкви Христа и в настоящее время развивается в рамках этой традиции (см. схему ниже).
Характерными чертами деноминации «Церкви Христа» являются [6]:
- Вера в то, что Иисус Христос — Бог и Господь;
- Богодухновенность Библии;
- Автономность поместных общин;
- Важность сознательного крещения полным погружением в воду для спасения;
- Проведение еженедельных богослужений, центром которых является Причастие;
- Единство всех верующих на основании веры и послушания Иисусу Христу как Сыну Божьему;
- Достаточность Библейского учения для Спасения и жизни во Христе.
По данным на 2009 г. деноминация «Церкви Христа» в движении Восстановления Стоуна Кемпбелла и насчитывала более 1,2 млн верующих в 12 629 поместных общинах [7].
Социальное и духовно-просветительское служение церкви в г. Томске
1996 – 1999 Адресная помощь детским домам г. Томска: регулярное посещение маленьких детей в детском доме на ул. Вершинина, ул. Сибирской, ул. Красноармейской. Одежда, подгузники, игры, поделки, новогодние представления, рождественские подарки.
В 1997 году общиной была организована и доставлена гуманитарная помощь, которая была распределена между 4-мя детскими домами Томской области.
2003 – 2004 г. Церковь взаимодействовала с христианской благотворительной организацией «Жизненная Линия Надежды» (Life Line of Hope) с целью поиска и адресной поддержки наиболее нуждающихся детских домов и школ-интернатов в Томской области.
2004 г. (Октябрь) Церковь приняла активное участие в неделе Христианской культуры в Томске и организовала бесплатный показ фильма «Иисус» в 2-х из более чем 20-ти точек города Томска, а также группы для интересующихся Христианской культурой.
2004 – 2005 гг. Церковью был открыт бесплатный христианский кинотеатр, где по субботам и воскресеньям вечерами показывали христианские передачи и художественные фильмы.
2005 – н.в. Реабилитационный центр в селе Чернышевка. Реабилитация алкоголиков и бомжей с использованием программы «Поведение в Новой Жизни».
2010 – н.в. Церковь взаимодействует с администрациями районов города Томска для помощи в проведении весенних субботников.
2011 – 2012 гг. – организация лидерского семинара SERVE 1, 2 для бизнесменов города с приглашенными специалистами американской компании Chik-fil-A.
2011 – н.в. Церковь возобновила служение помощи детским домам г. Томска.
2012 – н.в. Церковь организует просветительские семинары по укреплению семей и семейных отношений. Было проведено уже 4 серии семинаров (общее количество 14 встреч).
2013 г. Церковь организовала в Томске концерт христианского певца и композитора Геннадия Ушивца.
2017 – 2018 гг. Церковь проводила форум для сиротского служения, на котором участвовали представители данного служения из России, Казахстана и Белоруссии.
2017 – н.в. Церковь проводит женские конференции для духовной и психологической поддержки женщин и матерей.
Томская Христианская Церковь включена в энциклопедию Томской области народов культур и конфессий [8].
Взаимодействие с другими религиозными организациями г. Томска
Со времени образования Томская Христианская Церковь поддерживает связь со многими Христианскими Церквями по всей России и за рубежом. Церковь участвует в ежегодных христианских семинарах и конференциях с целью налаживания связей, ободрения, оказания духовной и материальной помощи братьям и сестрам из других церквей. У Церкви есть опыт организации кампании в другие города, с целью проведения евангелизационных мероприятий и поддержки тамошних христианских церквей. За это время подобные кампании были проведены в городах Казань, Пермь, Самара, Ростов на Дону, Новосибирск, Красноярск и др.
Томская христианская церковь поддерживает дружеские отношения с верующими из других церквей нашего города: Баптистские церкви, церковь «Примирение», Церковь «Прославление», Церковь «Столп Истины», церковь «Агапэ», церковь Божья, объединенная методистская церковь, церковь «Надежда», евангелическо-лютеранская община г. Томска, а также со служителями некоторых Православных приходов. Эти отношения носят открытый и дружественный характер.
Официальные документы: Свидетельство о государственной регистрации и Устав религиозной организации
Примечания:
- Douglas A. Foster, Paul M. Blowers, Anthony L. Dunnavant, and D. Newell Williams, eds. The Encyclopedia of the Stone-Campbell Movement. Grand Rapids: Eerdmans, 2004. 854 pages;
- Rubel Shelly, I Just Want to Be a Christian, 20th Century Christian, Nashville, Tennessee 1984, ISBN 0−89098−021−7;
- «The church of Jesus Christ is non-denominational. It is neither Catholic, Jewish nor Protestant. It was not founded in ‹protest› of any institution, and it is not the product of the ‹Restoration› or ‹Reformation.› It is the product of the seed of the kingdom (Luke 8:11ff) grown in the hearts of men.» V. E. Howard, What Is the Church of Christ? 4th Edition (Revised), 1971, page 29;
- Гэри Холлуэй, Дуглас А. Фостер. Обновление народа Божьего /пер. с англ. – СПб.: Фонд Вита Интернешнл, Изд. «Золотой Орел», 2005. – 176 с. ISBN 5−94041−013−8;
- Restoration Movement. Wikipedia. The Free Encyclopedia. Link: http://en.wikipedia.org/wiki/Restoration_Movement#Characteristics_of_the_Campbell_movement;
- Christian Churches and churches of Christ. Wikipedia. The Free Encyclopedia. Link: http://en.wikipedia.org/wiki/Christian_churches_and_churches_of_Christ;
- A Basic Chronology of the Stone-Campbell Movement. Condensed and adapted from “Chronology”, Encyclopedia of the Stone-Campbell Movement. Grand Rapids: William B. Eerdmans, 2005, pages xxxvi-xl by McGarvey Ice, Director of Public Services, Disciples of Christ Historical Society, Nashville, TN. Link: http://mcgarveyice.files.wordpress.com/2008/05/stone-campbell-timeline-for-tsla-workshop.pdf;
- Томская область: народы, культуры, конфессии: Энциклопедия /отв.ред. О.М. Рындина. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. – 382 с.: 81 ил. ISBN 5−7511−1928−2.