Стих из Библии

От имени Христова просим: примиритесь с Богом
Местная религиозная организация «Томская Христианская Церковь» (Неопротестантское движение «Христианские церкви»)

Главная   Статьи   Совесть

Совесть

Автор:

Многие жизненные понятия имеют свойство искажаться с течением времени. Причем, чем важнее понятие и чем чаще им пользуются, тем серьезнее искажения. Происходит это не без участия врага людей, который прямо заинтересован в том, чтобы все доброе от Бога казалось нам вредным и непривлекательным. С понятием «совесть» происходит как раз такая история. 

Совесть сегодня все чаще сравнивается с «хомяком, который либо спит, либо грызет». При том, что боль человеку доставляет не совесть, а стыд, реакция на нечистоту совести. Чистая же совесть очень важна, она дает дерзновение искренне радоваться Богу и с Богом, просить Его обо всем необходимом и получать ответы. Так пишет об этом апостол Иоанн: «.. если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него» (1-​е посл. Иоанна, гл.3, ст.18 – 24 ). 

Еще, в одном из видений Иоанну были показаны люди: «… Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» (кн. Откровение, гл.14, ст.1 – 5) По моему глубокому убеждению нет никаких особенных песней и слов для заучивания, нет и особенных уникальных кандидатов в состав «ста сорока четырех тысяч». Все дело в чистой совести и искренней радости перед Богом, в старании сохранить ту девственную чистоту, которую дает Христос каждому верующему. 

Нечистая совесть порождает стыд, а преодоление стыда без очищения совести приводит к дерзости вместо дерзновения. Человек с нечистой совестью подобен участнику брачного пира, который одет неподобающе. Тем самым он бросает вызов хозяину праздника, думая, что сойдет и так, что с него никто ничего не спросит. Такой человек вопреки своим надеждам буден изгнан вон (Ев. от Матфея, гл.22, ст.1 – 14).

В ветхозаветные времена люди были уверены, что жертвоприношения за грех очищают сам грех. Это не так. Вся система ветхозаветного жертвоприношения была направлена на очищение совести человека перед Богом, а грех, как тогда, так и сейчас очищается кровью Христа, а не кровью жертвенных животных. В послании Евреям разъясняется, что без Христа по ветхозаветному установлению « приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего», а «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» (посл. Евреям, гл.9, ст.8 – 14).

В новозаветные времена люди бывают убеждены, что крещение или исповедание греха очищает сам грех. Это тоже не так. К моменту крещения человек выносит перед Богом весь багаж нечистоты, а в исповедании — новые падения, но сам грех, очищается той же кровью Христа, а не каким-либо человеческим действием (религиозным ритуалом, постом и молитвой, самобичеванием и пр.). Человеческие действия, как и в случае с жертвоприношениями, направлены прежде всего на очищение совести перед Богом. Так, о крещении сказано, что оно не есть «плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1-​е посл. Петра, гл.3, ст.21). 

Суть новозаветного уклада жизни хорошо описана в следующем отрывке:

«Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них. Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший».
(посл. Евреям, гл.10, ст.16 – 23)

Таким образом, чистая совесть и сопряженная с ней дерзновение входить в общение с Богом являются жизненно важными элементами повседневной жизни христианина. И здесь нужно не поддаваться обману врага о том, что чистая совесть может быть только у человека, не делающего никаких ошибок. Таким же обманом является мысль, что «если я умею быстро успокоить совесть и она меня перестает беспокоить, значит я не грешу». Мы чисты совестью перед Богом не потому, что не грешим, а потому, что открываем свой грех с искренним желанием исцелиться. В этом плане, православная традиция исповеди перед причастием как раз и имеет целью не унизить человека, а очистить его совесть и восстановить дерзновение вкусить образы Крови и Тела Христа. 

С совестью связаны два очень важных вопроса повседневной жизни.

  1. Насколько я могу положиться на свою совесть (которая всегда субъективна) в части решения вопроса о грехе (который всегда объективен)?
  2. Насколько долго я могу попирать свою совесть и надеяться на Спасение?

Первый вопрос очень подробно разъяснил апостол Павел на примере разборчивости в еде, соблюдении религиозных праздников и пр. Так, некоторые люди «и доныне с совестью, [признающею] идолов, едят [идоложертвенное] как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется», тогда как «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1-​е посл Коринфянам, гл.8). В чем же преступление? Преступление в том, что я сознательно иду против воли Бога, как я ее понимаю (то есть делаю выбор быть дерзким с Богом). Таким образом, каждому человеку в любом случае нужно ориентироваться на свою совесть, особенно если она «немощная».

«Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога».
(посл. Римлянам, гл.14, ст.6)

Ответ на второй вопрос (попирание совести) не менее очевиден. Если я понимаю, что систематически совершаю один и тот же грех, но не хочу ничего с этим делать (разве что продолжать скрывать его от других и оправдывать перед Богом), то «не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (посл. Евреям, гл.10, ст.26 – 27).

Отступление от чистоты сердца, доброй совести и нелицемерной веры выливается в завышенные амбиции человека, пустословие и неразумение того, о чем он говорит, и того, что утверждает (1-​е посл. Тимофею, гл.1, ст.5 – 8). Хранение таинства веры в чистой совести невозможно совмещать с нечестностью, двуязычием, различными пристрастиями и корыстью (1-​е посл. Тимофею, гл.3, ст.8 – 9). Отречение от доброй совести неизбежно ведет к «кораблекрушению в вере» и богохульству (1-​е посл. Тимофею, гл.1, ст.18 – 20). 

«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (посл. Титу, гл.1,ст.15 – 16).

Человек может искренне заблуждаться, принимая грех за служение праведности, как апостол Павел до своего обращения в христианство. Но каждому человеку Бог предоставляет очевидные моменты выбора между осознанным грехом и осознанной истиной. Этот выбор и определяет наше будущее (с Богом или без Бога). Не бывает бессовестных людей, есть лишь те, кто вполне научился глушить ее голос, кто уже «сожжен в совести» своей. Голос совести может быть очень слаб, но тем важнее к нему прислушаться. По настоящему страшно, когда я замечаю, что раньше меня этот грех тревожил сильнее, чем сейчас. Это верный признак близости к кораблекрушению в вере!

Один из самых печальных примеров отступления от веры по причине нечистоты совести — Иуда, предатель Христа.
Сложно поверить, что в начале его пути со Христом в сердце Иуды не было искренности. Однако, систематическое попирание совести незаметно подвело его к черте, за которой диавол уже открыто ворвался в его жизнь и овладел ею целиком. На последней пасхальной вечере одиннадцать учеников Христа со страхом взглянули в свое сердце с вопросом «Не я ли собираюсь предать Учителя?». И только один с иным страхом: «Не открылось бы, что это я» (ев. от Матфея, гл.26, ст.25). Продолжая следовать философии жизни «не пойман — не вор», «не уличен — не согрешил», в самый неожиданный для него момент Иуда лишился последнего шанса на спасение:

«… И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее».
(ев. от Иоанна, гл.13, ст.26-27)

Пока же милосердие Бога еще обновляется для нас каждое утро…  

«… умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (посл. Римлянам, гл.12, ст.1 – 2).